Вернуться назад

Главы из книги "Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством" под ред. Дж.Джурана

КАЧЕСТВО В АРХИТЕКТУРЕ

Понятие качества в отношении готических соборов означает их возвышающее воздействие на душу человека, не имея ничего общего ни с такими понятиями, как 'промышленные или коммерческие стандарты качества', 'удовлетворение потребностей заказчиков' или 'оптимизация производства', ни с такими, как 'товары или услуги'.

Готические соборы Франции, величественная красота которых воспевалась так часто, что это стало уже банальностью, с течением веков постепенно приобрели новое назначение. Строившиеся как храмы, предназначенные для отправления богослужений, они превратились в места поклонения прекрасному. Непрекращающиеся реставрационные работы, направленные на сохранение этих памятников архитектуры, несомненно, помогают по достоинству оценить их. В наши дни они по-прежнему возбуждают любопытство и притягивают к себе внимание различных групп населения. Почему это происходит?

Дело в том, что готическая архитектура воздействует на самое сокровенное в человеке - на его душу. В основе конструкции готического храма лежат два вневременных качества, которые и поныне заставляют мир вращаться, - это красота и достоинство, причем в данном контексте под словом 'качество' подразумевается способ бытия (лат. qualitas- характер, природа).

Что же является неотъемлемой характерной особенностью готических соборов? Ее можно кратко определить одним словом - 'господство', т.е.:

• господство красоты: наше наслаждение и восхищение напрямую связываются с гармоничностью форм, уравновешенностью пропорций и волшебной игрой света;

• господство достоинства: благодаря тщательно продуманной конструкции и безупречной обработке камня и стекла эти строения выдержали проверку временем, став истинным гимном Богу, запечатленным в веках.

Почему именно французские соборы имеют такой облик? Чем руководствовались архитекторы при их возведении? Как финансировались эти громадные стройки? Откуда появился опыт, позволивший мастерству духа возобладать над материей?
Вопросов, которые порождают эти шедевры, бесконечное множество. Большую часть ответов на них можно найти, изучая историю строителей этих соборов, которые шли как сплоченная группа по единственному в своем роде пути, постоянно совершенствуя свое мастерство.
Каким же образом гильдии мастеров преуспели на своем пути сквозь века?
Истоки зарождения гильдий теряются во мгле происхождения самого человечества. Отсутствие официальных документов отражает истинную природу гильдий: они создавались вполне естественно, сами по себе, по мере того, как мастеровые одной и той же профессии стихийно объединялись между собой.

Собратья - так члены гильдий называли себя сами (французское слово companions происходит от старофранцузского слова, в основе которого лежат латинские слова cum - 'с' и panis - 'хлеб') - означает группу людей, которые вместе преломляют хлеб. 'Отсутствие каких-либо формальных документов свидетельствует об отсутствии какой-либо искусственно созданной доктрины, стоящей за этими истинно народными организациями'. Нет никакого сомнения в том, что гильдии возникли в глубокой древности: корпорация кузнецов и изготовителей красок (первые алхимики) процветала еще при фараонах Двенадцатой династии. В VIII веке до нашей эры в Риме уже существовали весьма тесно сплоченные гильдии мастеров, чьи ремесла требовали особой подготовки: плотников, кузнецов, перевозчиков, кожемяк и ювелиров.

Когда Римская империя распалась, члены гильдий поняли, что есть единственный путь выжить в этих условиях - уйти под защиту монастырей. 'Ручной труд был в большом почете у Св. Бенедикта (основателя одного из западных монашеских орденов), и это способствовало плодотворному диалогу между духовностью тех, кто буквально собственными руками открыл Европу для христианства, и мудростью мастеровых, добытой ими в постоянных размышлениях о своем ремесле. Возникновение разнообразных типов гильдий ремесленников отнюдь не было результатом насаждения рассудочной идеологии, по такому принципу гильдии создавались намного позже, но именно первые гильдии создали традиции, истоками которых являются сами люди и их стремление к прекрасному.

ОСОБАЯ ГИЛЬДИЯ - ФРАНКМАСОНЫ

Единственным письменным свидетельством образования этой гильдии, относящимся к периоду до 1500 года, является английский манускрипт, написанный в 1390 году. Похоже, что он - древнейший образец устава, регламентирующего внутреннюю жизнь гильдий строителей. Этот манускрипт, получивший название 'Региус' ('королевский', поскольку был подарен Британскому музею королем Георгом II. - Примеч. пер.) в поэтической форме излагает основные принципы, которые должны регулировать поведение людей одной профессии, участвующих в строительстве здания собора. Едва ли надо удивляться тому, что этот документ появился в Англии: Эпоха Веры оставила здесь тоже много соборов (Лондон, Кентербери, Солсбери, Йорк).

• Манускрипт 'Региус' имеет религиозную направленность, он явно составлен духовным лицом, человеком, посвященным в традиции искусных мастеров. В нем прямо говорится (ст. 4.2): 'Будучи каменщиками, мы все католики, и только католики'. Слово 'католик' (от греческого katholikon) значит 'всеобщий' - другими словами, он должен быть приверженцем монотеистической религии в противоположность язычнику. Это весьма важно, поскольку манускрипт 'Региус', как представляется, преследует несколько задач, среди которых: объединять профессии, которые, распространившись на широком пространстве, тем не менее уходят корнями в галло-романскую традицию, и систематизировать их деятельность;

• использовать свое влияние, чтобы побудить мастеровых постигать религиозные учения, имея целью внушение католического морального кодекса;

• заложить основы кодекса отношений между искусными мастеровыми и феодальными властителями, а также между мастеровыми и их собственными подмастерьями; и дать определение истинного мастерства;

• обеспечить престиж репутации каменотесов и плотников путем объединения знаний, легенд и эзотерических традиций; принадлежность к клану мастеров-каменщиков должна была обеспечить квазиаристократическое достоинство (Рене Дез, французский переводчик манускрипта 'Региус').

Этот манускрипт является одним из фундаментальных европейских документов по вопросу качества. И хотя само слово 'качество' ни разу в нем не упомянуто, вопрос этот стоит в центре внимания создавшего его автора. Приведенные ниже выдержки из этого документа позволят читателю самому сделать выводы.

Статья I Мастер-каменщик, вот твое правило: будь всегда скрупулезно честен в своих поступках, так чтобы ни у кого не было причин для разочарования.

Статья XII
Пункт первый Не следует порицать работу своего коллеги, вне зависимости от того, состоит ли он братом твоей ложи или нет. Честно и по достоинству оцени ее, но храни свою честь, постарайся лучше отточить свой собственный талант.
Пункт второй Не жалей усилий: добрая работа сама по себе представляет собой награду и доставляет счастье своему автору.
Пункт одиннадцатый Покажи брату своему правильный путь развития, будь милосерден в своих наставлениях и, во имя Бога, если он понял тебя, передай ему секреты своего искусства.

После этих наставлений, призванных восполнить пробелы в профессиональной этике, автор документа погружается в мир преданий и легенд. Он забывает о своем прагматизме и воссоздает фантастический ряд мифических строителей, начиная с Эвклида, которого называет мастером геометрии, и вплоть до строителей Вавилонской башни и самого Создателя, которого он именует Великим Архитектором Вселенной.

Достаточно трудно составить себе ясное представление об интеллектуальной эволюции наших предшественников в архитектуре с XII по XVI века. Какими точно были взаимосвязи между их мышлением, идеалистическими мечтами, религиозным рвением и их творчеством, а также повседневной жизнью?

Во всяком случае, их шедевры, свидетельствующие о чрезвычайно высоко развитой концепции качества, без сомнения, открыли доступ к своего рода нирване ('обладание истиной'), к красоте, добру или, другими словами, к традиции непревзойденного мастерства. И сам Господь был рядом с ними!

БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Сырье. Два фактора объясняют превосходство Верфи над другими судостроительными предприятиями того времени: квалификация ремесленников и качество сырья, которое они использовали. К концу XV века Венецианская республика попыталась повысить производительность Верфи путем ужесточения администрирования и прямого контроля за производством основных видов сырья. Действительно, государство начало создавать специальную инфраструктуру для обеспечения потребностей Верфи. После того как на канатной фабрике начали применять пеньку, в период с 1457 по 1476 годы были произведены значительные организационные изменения в таких сельскохозяйственных районах, как Тревизо, Равенна, Монтаньяна и Колонья. В это же время были определены резервные лесничества и введено законодательство, регулирующее заготовку древесины, в особенности дуба. Наконец, была увеличена добыча ископаемых в шахтах Беллуно. Пенька. В конце XIII века правительство Венеции решило централизовать производство сырья.

Поскольку пенька играла важнейшую роль в изготовлении веревок и канатов, государство взяло на себя прямое управление ее производством и заготовкой. Государственная канатная фабрика получила наименование Тана (Tana), ее производственные мощности были централизованы. По численности работающих Тана стала одним из крупнейших предприятий Венеции. На этом предприятии с целью рационализации постепенно вводились передовые методы работы и даже прогрессивные стандарты производства. Например, всю пеньку из Болоньи пряли в одной мастерской, в то время как пеньку более низкого качества из принадлежащих Венеции областей к западу от Падуи (Колонья и Монтаньяна) пряли в другой мастерской. Каждую катушку помечали особым знаком, для того чтобы инспектор мог немедленно установить имена прядильщиков, чья работа не укладывалась в стандарты веса. Лучшие веревки маркировали белыми этикетками, а веревки более низкого качества - черными, зелеными или желтыми этикетками; таким образом, проводилось разделение продукции на разные сорта.

До того времени, когда государство приняло решение выращивать коноплю для производства пеньки на собственных угодьях близ Монтаньяны и Колоньи, вся пенька для нужд Верфи поступала из Болоньи. Первый декрет, касающийся производства пеньки, был издан 25 января 1457 года и отличался большой скрупулезностью и подробностью. Было постановлено, что все крестьяне в Монтаньяне и Колонье должны засевать свои поля коноплей в течение года с момента опубликования декрета, а при отказе выполнить это распоряжение весь урожай других культур будет уничтожен. Местные чиновники (deputa) проверяли пригодность полей для посадки конопли, и на основании этих инспекций были составлены реестры, хранившиеся в местных земельных учреждениях. Deputa регулярно проверял, выполняют ли крестьяне установление и ухаживают ли они за посадками конопли предписанным способом. Поля следовало вспахивать не реже одного раза в год, предпочтительно в октябре, и регулярно их культивировать. Всякий, кто небрежно скашивал коноплю или укрывал урожай, подвергался штрафу в размере пяти лир за поле. Эти драконовские установления были призваны обеспечить нужды Верфи как можно большим количеством высококачественной пеньки. Для организации закупок пеньки в Монтаньяне Сенат назначил суперинтенданта. Совместно со старшиной Таны он посещал этот район и осматривал поля конопли. Закупали сырьё только высшего качества. Несмотря на все усилия, Венеция так и не смогла обойтись без закупок пеньки наивысшего качества в Болонье и даже требовала, чтобы часть этой пеньки резервировали специально для продажи Венеции на нужды Верфи.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН

Измерительные инструменты и методы измерений

Для измерений использовались два весьма сложных инструмента - угломер (groma) и измеритель высоты рельефа местности, или хоробат (chorobates), изображенные на рис. 3.6 и 3.7. Их применяли при возведении зданий и сооружении акведуков, а также при планировке территории при основании новых и перестройке или расширении уже существующих городов. Угломер использовали для разбивки и измерения территории, хоробат - для выравнивания площадок. Эти инструменты описаны в древних сборниках текстов по землеустройству периода заката Римской империи (например, Gromatici Veteres и Agrimensura Фронтино). Тексты содержат описания методов измерения и инструментов, а также достаточно сложные методики необходимых расчетов.

Находки археологов и надписи на камнях (например, на надгробье землемера) позволили ученым воспроизвести точные копии угломера и убедиться в эффективности этого инструмента. Оказалось, что землемер в Древнем Риме располагал почти теми же средствами для проведения работ, что и его современный коллега.

При топографической съемке и составлении карт пересеченной местности производились как горизонтальные, так и вертикальные измерения. Горизонтальные расстояния измерялись с помощью деревянных колышков и канатов, на которых имелись деления, соответствующие единицам длины. Чтобы обеспечить точность измерений, также использовали угломер. Прибор представлял собой подвижно закрепленную на стержне крестовину со свисающими по краям нитями с отвесами, благодаря которым учитывалось воздействие ветра. Точность измерения квадратных участков земли (centuriatio) проверялась измерением двух диагоналей, которые должны были быть равны.

Измеритель высоты рельефа местности представлял собой устройство, состоящее из уровня, отвесов и эталонной отметки, благодаря чему можно было зафиксировать горизонтальное положение прибора. Его размещали на требуемом уровне - возможно, с помощью клиньев, после чего фиксировали разницу в высоте, сравнивая с высотой заранее измеренных кольев или столбов.

При землемерных работах в Древнем Риме использовали так называемый 'плужный' метод вычислений или 'култелло' (cultello - термин, означающий 'уравнять с плужным лемехом'). Этот метод применяли для вычисления длины участков пересеченной местности, когда необходимо измерить расстояние на плоской, но не всегда горизонтальной поверхности. Землемер использовал две измерительные планки, скрепленные таким образом, что они образовывали прямоугольный треугольник. Склон возвышения становился гипотенузой, а две планки - катетами. Сумма длин вертикальных планок составляла проекцию измеряемого расстояния.

Такие землемерные технологии использовались также при сооружении подземных коммуникаций, когда тоннели прокладывали по строго определенному маршруту. Если работы велись с двух концов тоннеля одновременно, следовало принять меры, чтобы обе группы землекопов непременно встретились. Вместо того чтобы намечать прямую линию поверх разницы в высотах, грамотный строитель составлял гониометрически постоянный маршрут, т.е. проекцию ортогональных расстояний и отметок, полученную с помощью хоробата. Наиболее характерный пример эффективности осуществляемых римлянами землеустроительных работ - это осушение озера Фуцино, запланированное еще Цезарем, но осуществленное уже после его смерти, в 52 году нашей эры. Для осушения был сооружен тоннель протяженностью 5679 м. Строительство продолжалось 11 лет, и в нем приняли участие 50000 рабочих. Параллельно были сооружены 42 шахты для подачи воздуха и удаления грунта.

ПОРЯДЧИКИ И АРХИТЕКТОРЫ

Римские подрядчики были в чем-то сродни современным менеджерам, которые часто начинают свою карьеру в мелких лавочках и мастерских. При этом опыт и мастерство передаются не по наследству, а приобретаются в процессе работы благодаря плодотворным контактам между руководителем и подчиненным. Отношения между строительными подрядчиками и клиентами издавна опирались на законодательную базу. Надпись, сохранившаяся в Национальном музее в Поццуоли, воспроизводит декрет 105 г. до н. э., который регламентирует контрактные условия поставок, оплаты и налогообложения. Эти условия применялись к работам, производимым по контрактам как с государственными, так и с частными клиентами. Другие масштабные проекты, выполняемые, по крайней мере, на первом этапе в стратегических целях, выполнялись силами армии, в распоряжении которых были собственные военные инженеры и денежные средства.

Инженер или квалифицированный рабочий вряд ли мог заработать себе на жизнь, не имея богатого и влиятельного покровителя (patronus). Знаменитый римский архитектор Витрувий (Vitruvius) в своем труде "Об архитектуре" (De Architectura), посвященном императору Августу, отмечал, что мастерство некоторых ремесленников иногда оставалось непризнанным из-за отсутствия покровительства со стороны сильных мира сего, а именно на этом незыблемом принципе было основано все римское общество.

Многие архитекторы и мастера были рабами или вольноотпущенниками. Например, один из рабов Цицерона был выдающимся архитектором. Поскольку рабы являлись рыночным товаром, хозяин был заинтересован поддерживать их стоимость на высоком уровне. Это означало, что рабы, ставшие мастерами в той области, на которую имелся спрос, - а выше всего ценились опытные строители, - становились социально мобильными и даже могли получить свободу, накопив достаточную сумму. Став вольноотпущенниками, такие мастера могли основать собственный бизнес, конечно, не без помощи бывшего хозяина.

Большие общественные проекты зачастую финансировались, а иногда и полностью осуществлялись богатыми собственниками, причем не обязательно политически активными. Обычно побудительные мотивы были достаточно меркантильными. Выполнение общественных работ было одним из способов вложения капитала, который к тому же чрезвычайно одобрялся властями. Такие инвестиции приносили инвестору известность. Основными требованиями, предъявляемыми к таким проектам, были масштабность и пышность, даже если это шло в ущерб функциональности конструкции. Для выполнения общественных работ государство заключало соглашение со строительным подрядчиком, который нанимал рабочих и мастеров. Назначался архитектор, который должен был разработать проект, а затем проследить за выполнением работ. Кроме того, в обязанности архитектора входила оценка работы подрядчика, вознаграждение которого целиком и полностью зависело от его мнения. В контракте оговаривались следующие вопросы: численность работников, занятых на строительстве, количество затраченных часов, используемые инструменты и используемые материалы, а также штрафы за срыв сроков выполнения работ.

Схема подчинения в строительстве строилась согласно иерархическому принципу. Каждый работник подчинялся своему непосредственному начальнику, а взыскания со стороны государства касались только подрядчиков. Таким образом, менеджмент качества в данном случае базировался на распределении ответственности, установленной условиями контракта, а также на планировании и надзоре, за которые нес ответственность архитектор. В качестве генерального координатора он становился ключевой фигурой на строительной площадке. Следует отметить, что архитекторы, так же как и другие мастера, занятые в строительном секторе, получали образование непосредственно на стройплощадке.

Описание Витрувия, касающееся роли архитекторов, пожеланий клиентов и постоянных трений, возникающих на строительной площадке, дает представление о том, с чего начиналось 'желание покупателя':
"Архитектор не должен решать, какой материал следует использовать: Только хозяин может решить, из чего должна возводиться постройка: из кирпича, булыжника или других камней. Достоинства каждого сооружения могут заключаться в его техническом совершенстве, богатстве и великолепии, а также в особенном архитектурном проекте. Если постройка будет роскошна и великолепна, ее стоимость, несомненно, одобрят все вышестоящие органы. Если она технически безупречна, следует поощрить мастеров. Если же она обладает изысканным внешним видом, который достигнут благодаря симметрии и правильности пропорций, слава будет воздана архитектору. Все это возможно, если архитектор желает пользоваться советами мастеров, а также других горожан".
В своем труде "Об архитектуре" Витрувий перечисляет некоторые требования, которые предъявлялись к архитектору:
"Он должен знать литературу и, более всего, историю, уметь рисовать и быть хорошим математиком, он обязан обладать знаниями по философии и музыке, иметь понятие о медицине, юриспруденции, а также о законах, которым подчиняется движение небесных тел". Возможно, это не заметно с первого взгляда, но все перечисленные требования имели практическую подоплеку. Знание астрономии было необходимо для сооружения часов, знание медицины - для решения вопросов гигиены, а также возможности применения различных материалов. Именно высокий уровень медицинских знаний позволил римлянам использовать для изготовления водопроводных труб терракоту вместо свинца, о токсичности которого они знали еще в те далекие времена.
Витрувий писал: "Наблюдения показали, что вода из терракотовых труб значительно лучше на вкус". Чтобы сохранить естественный вкус пищи, люди предпочитали пользоваться глиняными тарелками, даже если имели столовое серебро. Но дело было даже не во вкусе. Витрувий, изучавший медицину, как и любой квалифицированный архитектор, знал, что свинец токсичен. Музыкальные знания также не являлись всего лишь элементом общей культуры, позволявшей создавать более гармоничные творения. Изучение музыки должно было позволить архитектору 'установить баллисты, катапульты и метательные орудия более точно'. Архитекторы являлись также и военными инженерами, их обязанностью, помимо всех прочих, было эффективное использование указанных машин, в которых тяговое усилие передавалось канатами. Высота звука, издаваемого при вибрации канатов, помогала экспертам установить машину в нужном месте. Знание основ музыкальной грамоты помогало архитекторам при проектировании театральных зданий. Им необходимо было обеспечить хорошую акустику, а для этого требовалось безошибочно рассчитать место установки бронзовых резонаторных ваз (ekheia), которые устанавливали под ступенями полукруглой площадки для зрителей (cavea), для усиления голосов актеров.

Обширные знания были совершенно необходимы, поскольку архитекторам приходилось проектировать самые разнообразные здания в соответствии с пожеланиями клиента. При выполнении работ по государственным заказам или по заказам богатых патрициев во главу угла ставилось великолепие и грандиозность постройки, стоимость которой зависела от ее формы, а также от использованных строительных материалов. При возведении других сооружений, таких как объекты инфраструктуры, целью было достижение определенного стандарта, чтобы оптимизировать производственный процесс и получить возможность строить быстро и качественно на необъятных просторах империи.

ПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Немаловажными аспектами производства и использования строительных материалов являлись контрактные и личные отношения, в рамках которых подрядчики и архитекторы выполняли большие и малые строительные проекты; технологии производства основных материалов, например, кирпича, а также стандартизация технических средств, используемых при проектировании и строительстве. Всем вышеперечисленным аспектам постоянно уделялось огромное внимание, и это способствовало выполнению грандиозных строительных проектов в различных уголках Империи и соблюдению высочайших требований к качеству.

Типы кирпичей

Кирпич начал широко распространяться при императоре Августе (ранее применение этого удобного строительного материала было ограничено - из него строили только гробницы и амфитеатры в местах с высокой влажностью). Систематическое использование кирпича для постройки стен началось при императоре Тиберии. Здание Castra Praetiria было сооружено из кирпичей в 23 году нашей эры.

Толщина кирпичей изменялась от эпохи к эпохе. В эпоху Флавиев она составляла 4,5 см, а при Северах - 2,8 см. Толщина облицовочного кирпича за этот же период увеличилась от 3,5 до 4,5 см.

Треугольные кирпичи получали из стандартных кирпичей, разрезая их по одной или двум диагоналям. Их применяли для облицовки и укрепления бетонных стен. Когда кирпичи разбивали, а при этой операции почти невозможно получить ровные края, отбитые уголки использовали при замешивании цемента. Существовали и другие методы изготовления треугольных кирпичей с применением песка и воды, которые требовали гораздо больше времени, но зато обеспечивали производство кирпичей с точными размерами.

Специальные кирпичи использовались в нагревательных трубах, имеющих квадратное поперечное сечение, и в канализационных трубах, имеющих круглое поперечное сечение. Существовали кирпичи и другой формы, а также маленькие квадратные кирпичи для настилки полов, которые выкладывали 'в елочку'.

Изготовление кирпичей

Гончарные мастерские чаще всего располагались на территории поместий богатых землевладельцев вблизи водных путей для упрощения транспортирования готовой продукции. Производство регулировалось контрактом, согласно которому владелец обеспечивал сырье и оборудование, а подрядчик брал на себя обязательство произвести определенное количество кирпичей и нанять необходимое количество рабочих.

Владельцы гончарных предприятий, нередко женщины, принадлежали к богатым семьям и не принимали непосредственного участия в производственном процессе. Эту функцию обычно доверяли агентам, доверенным лицам, администраторам и т.д. Но социальное положение владельца имело большое значение, когда дело доходило до продажи кирпичей. В конце II века имена императора и членов его семьи нередко упоминались среди имен владельцев гончарных мастерских. Монополия императоров на производство кирпича была установлена в III веке: путем конфискаций и завещательных отказов от недвижимости все предприятия, в конце концов, сосредоточились в руках императора.

Основными требованиями к качеству кирпича были надежность и точность размеров. Прочность кирпича зависела от его состава и режима обжига и определялась экспертом на глаз по цвету, приобретаемому с годами после воздействия погодных условий. Витрувий писал: "К сожалению, невозможно определить качество обожженных кирпичей заранее. Их требуется сначала уложить: если они качественные, то будут хорошо противостоять сильным ветрам и летней жаре. Если же они изготовлены из неподходящей глины или плохо обожжены, тогда проявятся дефекты. Поэтому предпочтительнее строить крыши из старой черепицы, тогда стены тоже будут крепкими". Учитывая, что качество кирпича определялось мастерами на глаз, эта оценка приобретала особую важность в процессе управления качеством.

ГЛАВНАЯ ВЕРФЬ ВЕНЕЦИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

... В Венеции действовала система регулярного судоходства, основанная на использовании торговых галер, из которых составлялись конвои, mude. Для этого заключались договоры с субподрядчиками - владельцами галер. В них оговаривалось число рейсов в год, количество торговых галер в каждом конвое, численность экипажей, промежуточные порты захода, виды грузов и рынки, на которых этот груз следовало продать. К XV веку действовало семь таких линий: в 'Романию' (Константинополь и Черное море вплоть до Крыма); в 'Берберию' (Ливия, Тунис, Алжир, Марокко); в Эг Морт (Aigues Mortes) во Франции; в Александрию Египетскую; на Кипр и в Бейрут; в 'Трафего' (северо-западную Африку); во Фландрию, а также в Англию. Историк Луццатто утверждает, что между 1440 и 1455 годами количество галер в конвоях в течение года составляло от девяти до двадцати, что составляло в среднем 14 судов, которые вместе могли перевезти от 300 до 350 т груза .

За постройку этих двух типов судов отвечали разные секторы судостроительной промышленности. Торговые суда строили на частных верфях (Squeri), а галеры - на государственной верфи, Arsenale di Stato, известной также как Arsenale di Castello. (Кастелло (Castello) - это район в северо-восточной части Венеции).

Главной задачей Государственной верфи на протяжении XII и XIII веков была постройка и содержание складских зданий и помещений, строительство доков и капитальный ремонт судов зимой. По-видимому, вплоть до середины XV века строительством кораблей занимались исключительно частные верфи. Однако по мере роста экономического могущества республики и развития мореплавания, постепенно было создано государственное предприятие, Верфь, в задачи которого входило не только строительство судов, но и их оснастка и снаряжение. На Верфи строили суда, укомплектованные такелажем, оружием, навигационным оборудованием и даже запасом пищи на время плавания. Верфь стала краеугольным камнем венецианской экономики.

Венецианская Верфь была организована приблизительно в XII веке для обеспечения работы торгового флота. На её территории располагались также склады, доки и ремонтные мастерские. В течение столетий предприятие расширило свои функции и увеличилось в размерах, превратившись в государственное, полностью самодостаточное судостроительное предприятие, которое строило суда как для частных владельцев, так и для Венецианской республики.

Во время наивысшего расцвета Верфи в ее состав входило несколько открытых и крытых доков, большая канатная фабрика, складские помещения для хранения древесины, парусины, смолы, железа и т.д. Была мастерская для отлива пушек, стрельбище и оружейные склады, где хранились оружие и амуниция. Предприятие достигло масштаба, невиданного во всем западном мире того времени. На пике своей славы Верфь была признана лучшим производителем судов во всем мире благодаря сети своих вспомогательных предприятий, эффективной организации, большим объемам производства и качеству боевых кораблей. Главы государств, включая Петра Великого, посещали Верфь, и она производила на них неизгладимое впечатление. На Верфи они подбирали специалистов для своих кораблестроительных предприятий.

Планирование качества на Верфи было тесно увязано с планированием работы всего предприятия в целом. Обеспечение качества коснулось организационных структур, поставляемых материалов, обучения и надзора за рабочей силой, системы проверок и соблюдения финансового баланса.

Для организации работ на Верфи была характерна передача команд и распоряжений по цепи от политического руководства Венецианской республики до рабочих. Организационная структура Верфи включала также поставщиков сырья. Производственную иерархию возглавлял Адмирал, которому подчинялись старшины различных специальностей (цехов) - плотники, смольники, изготовители весел, канатчики, изготовители парусов и т.д. Ниже старшин на служебной лестнице находились мастера-ремесленники и их подмастерья. В организационную структуру входили также различные учреждения планирования и контроля, основными функциями которых были подготовка спецификаций, определение стоимости продукции и контроль. Осуществлялся жесткий контроль рабочего времени и его оплаты, учет поступления и расхода материалов: древесины, пеньки, парусины, железа и т.д., а также контроль качества изделий. При обнаружении производственного брака, причины немедленно выявлялись и устранялись.

Благодаря введению контроля за жизненно важными поставками и созданию развитой сети производственных цехов Верфь превратилась в полностью интегрированное предприятие. Государство взяло на себя контроль за состоянием и использованием необходимых для строительства судов дубовых лесов и земли, на которой эти леса располагались. Методика консервации древесины и политика восстановления лесных массивов позволила ликвидировать зависимость от внешних источников сырья и сделать производство самодостаточным. Высокий уровень качества древесины достигался с помощью инспекций и отбора. Форму деревьев изменяли уже в процессе их роста. После вырубки стволы в течение десяти лет хранились в морской воде и только после этого они шли в дело. Подобным же образом государство обязало крестьян выращивать коноплю, из которой изготавливали пеньку, нужную для производства канатов, при этом была введена система контроля качества на всех этапах производства, включая заготовку сырья.

Основой для достижения высокого качества была квалификация ремесленников: плотников, смольников, изготовителей весел, канатчиков, металлистов и т.д. На Верфи трудились многочисленные династии мастеров-корабелов. Была создана и успешно функционировала система подготовки кадров. Ученики приходили на Верфь после того, как им исполнялось десять лет, срок обучения составлял не менее восьми лет. По истечении этого времени учеников допускали до сдачи экзамена на звание мастера-ремесленника. Поскольку формальных школ для подготовки учеников не было, семьи ремесленников служили подобием неформальных школ.

При таком патерналистском подходе ремесленники имели пожизненную гарантию сохранения за ними рабочих мест. Они получали высокую зарплату и обладали не менее высоким социальным статусом в обществе. Кроме того, рабочим важнейших специальностей было законодательно запрещено работать где бы то ни было за пределами Венеции.

Качество повышалось дополнительно путем стандартизации таких элементов оборудования корабля, как мачты, рули, весла, паруса, пушки, мушкеты и т.д., не распространяясь, однако, на корпуса судов, а также за счет внедрения прогрессивной сборки. Различие методов постройки, которых придерживались разные ремесленники, порождало соответствующие различия в размерах и конструкции судовых корпусов. Действительно, за всю историю существования Верфи на воду не было спущено двух совершенно одинаковых кораблей.

К XVIII веку Верфь утратила свое превосходство над конкурентами. Этот упадок в значительной степени был вызван тем, что навыки и знания передавались из поколения в поколение через систему индивидуального ученичества. В данном случае безоговорочное следование традициям противоречило инновациям и мешало их введению. Не уделялось внимания теоретическим основам кораблестроения, кроме того, не было выполнено требование разделения процессов производства и конструирования судов.

СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ИМПЕРИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

Древние римляне в совершенстве владели способами топографической съемки территории, межевания и составления карт и широко их использовали для обустройства сельскохозяйственных и городских земель. Они разработали стандарты качества, методы измерений и технологии производства инструментов. С целью увеличения производства продукции были регламентированы взаимоотношения между покупателем и поставщиком и разработана достаточно сложная административная схема закупок. Претворение в жизнь масштабных проектов требовало четкого взаимодействия всех участников процесса, а также наличия отработанных технологий возведения зданий и сооружений. Управление городами базировалось на соблюдении равновесия между нуждами города и требованиями социальной иерархии в целом. При этом политические соображения часто доминировали над юридическими. А это означает, что глобальные задачи, стоявшие перед римлянами, оказывали прямое влияние даже на рутинные процессы строительства или на процедуры разработки определенных технологий.

Роль стандартизации

Развитие стандартизации сыграло ключевую роль в расширении и укреплении Империи, а также явилось основой многих достижений римлян в их стремлении к высокому качеству. Древние стандарты, безусловно, отличались от стандартов, появившихся позже при разработке промышленных процессов, но следует отметить, что в области планирования территорий и строительства древние римляне очень близко подошли к современному уровню стандартизации.

Стандартизация существовала во многих областях. Первым этапом можно считать введение в обиход единиц измерения. В Империи была разработана и внедрена единая система мер и весов, значение которой для выполнения топографических работ, строительства и добычи камня трудно переоценить. В результате внедрения этой системы появилась возможность создания высокоточных инструментов и включения в производственный процесс специального этапа - измерений. Наглядным примером может служить упорядочение размеров при организации массового производства надежных и недорогих кирпичей и свинцовых труб, спрос на которые был стабильно высоким. Качество кирпича, производимого в Древнем Риме, достигло такого высокого уровня, что он считался более надежным материалом, чем камень. Одновременно происходило упорядочение строительных норм и правил, что облегчило использование определенных элементов архитектурных сооружений, приемов строительной технологии и строительных инструментов. В итоге появился своеобразный строительный стандарт, действовавший, насколько известно, со времен императора Августа.

В эпоху Августа исчезли последние республиканские политические структуры, а понятие 'римский император' получило официальный статус. Это один из важнейших периодов в истории Рима. Именно во времена Августа началось создание имперской монополии на массовое производство кирпича. В период правления Юлиев-Клавдиев (династия римских императоров, потомков Августа, 14-69 годы нашей эры) появились каменные мосты, которые постепенно вытеснили лодочные переправы, а мощенные камнем дороги стали скорее правилом, чем исключением. Тогда же началась работа над большинством монументальных сооружений, величественные развалины которых привлекали внимание художников и путешественников всего мира, как в эпоху Возрождения, так и в более поздние времена, и интерес к которым не ослабевает и в наши дни.

Римские дороги

Великие римские дороги никогда не были тропами или разбитыми проселками, и в этом их принципиальное отличие от большинства исторически сложившихся наземных транспортных путей.

Прямые, как стрела, римские дороги прокладывали, исходя из необходимости обеспечения максимально быстрой передачи информации в самые дальние уголки Империи. В I веке землемер Сикулл Флакк (Siculus Flaccus) так описывал разные типы дорог: дороги общественные (viae publicae), которые строились на деньги государства и назывались по имени строителя; дороги военные (viae militares), построенные силами армии и на ее средства (эти дороги впоследствии становились общественными); малые дороги (actus), которые строили и содержали власти небольших городов и деревень (сейчас такие дороги строят органы местного управления), а также частные дороги (viae privatae), построенные богатыми аристократами за свой счет. Единственное различие между военными и государственными дорогами заключалось в том, что в военное время они служили в основном стратегическим целям. На практике каждая главная дорога имела политическое значение, поскольку являлась каналом, по которому проходила важная информация, а значит, способствовала укреплению стабильности империи в целом. Великие римские дороги были прямыми и надежными. Они обеспечивали скоростное передвижение и их всегда поддерживали в надлежащем состоянии.

Что же представляли собой римские дороги? Дорожное полотно было многослойным. Общая толщина полотна составляла от 1,0 до 1,5 м. Первый слой из булыжников выкладывали на плоской или выровненной поверхности, он служил основанием для покрытия и обеспечивал дренаж. Второй слой состоял из песка, гравия, перемешанного с песком, или иногда из гравия и песка с добавлением глины. Третий слой выкладывали булыжниками или каменными плитами. В эпоху Юлиев-Клавдиев верхний слой начали мостить. Вдоль дорог, на всем их протяжении, были прорыты дренажные каналы.

Первые дороги, например Tiberina и Salaria, строились по мере завоевания римлянами Апеннинского полуострова, и каждый поворот дороги этих дорог отмечает очередной этап завоевания. Уже в 312 году до нашей эры была построена Аппиева дорога (ее мостили в 296 году до нашей эры), первая европейская трасса, соединившая Рим с Кампанией, Апулией и Грецией. Она явилась прототипом великих римских дорог (рис. 3.9). На рис. 3.10 показана структура дорожного полотна дороги Mensuerica, построенной на болотистых почвах Бельгии. Два параллельных столба, расстояние между которыми было около 2 м, укладывали на поперечины и фиксировали на земле стойками. Сверху укладывали слоями колья, плиты песчаника, булыжники.

Позднее римляне научились прокладывать прямые дороги через низинные участки, используя насыпи и дамбы. На них устанавливали каменные вехи двух видов. На одних было указано расстояние в милях до крупных центров, а на других (tabellarii) - расстояния до ближайших небольших городов. На эти вехи также наносили информацию о том, что дороги являются собственностью римского народа (Бодей-Гиглиони, 1974, 79). Таким образом, каждый маршрут был снабжен упорядоченной системой знаков и указателей, что было чрезвычайно удобно. Как известно из трудов Цицерона, надзор за состоянием дорог и других общественных сооружений, а также организация своевременного ремонта в первое время являлись обязанностью цензоров. Впоследствии эти полномочия были переданы императорам. По римским дорогам в те времена путешествовали, по большей части, государственные чиновники разного уровня, курьеры и гонцы. По пути они останавливались в придорожных гостиницах (stationes и mansions), местонахождение которых было указано на специальных картах. В их обязанности, помимо основных поручений, входил сбор информации о текущем состоянии коммуникационной сети. Таким образом, чиновники административно-хозяйственных органов, в ведении которых находились дороги, постоянно получали информацию о состоянии дорог по всей Империи.

Дороги проходили по общественным землям, поэтому поддержание их в надлежащем состоянии гарантировалось государством. Закон запрещал частным собственникам разрушать дороги и использовать полученные таким образом строительные материалы для личных целей. Система управления качеством, обеспечившая достижение высочайшего уровня качества и долговечность прославленных римских дорог, включала планирование, подготовку квалифицированных специалистов, применение точных измерений и стандартизацию. Благодаря прекрасному состоянию дорог и налаженной информационной сети в самые удаленные уголки Империи своевременно поступала информация о новых методах городского планирования, о новых строительных технологиях и других инновациях, которые широко применялись на всех завоеванных территориях. Методики проведения разного рода работ постепенно становились все более специализированными. Это касалось как используемых материалов, так и инженерного и юридического обеспечения. Дороги исправно служили нуждам постоянно расширяющейся Империи, связывая большие города и небольшие селения со столицей

Распечатано с сайта Kachest-vo.narod.ru

© kachest-vo.narod.ru 2008
Хостинг от uCoz